ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 

+7 (931) 373-19-37

Противоречивая интернет-собственность

Ровно с тех самых пор, как возникло хозяйство, то есть объединение в производительном процессе определённого количества людей, оно потребовало и обмена информацией. Нетрудно понять, что способы этого обмена диктовались, формировались, исходя из степени развитости хозяйства. На самом раннем этапе передать всю необходимую информацию было возможно даже устно.

Пересказ был единственным форматом трансляции знаний. Авторство как таковое отсутствовало, ведь овладеть всеми необходимыми сведениями можно было и самостоятельно, пусть это было связано с некоторым дополнительным риском и трудностями. Под авторством тут имеется ввиду привязка происхождения информации к кому-то персонально.

Письменность, и особенно книгопечатание, создали ситуацию, когда материальное воплощение информации и она сама не разделялись в сознании людей. Переход от единичного к крупному тиражированию изданий потребовал разработки авторского права. Выпуск книг, газет, журналов и т.д. тогда требовал очень больших затрат денег и ресурсов.

В 1886 г., как известно, приняли Бернскую конвенцию, всё ещё выступающую самым базовым ярусом мирового авторского права. Однако нельзя не заметить, что сегодня фактическое положение в мире информации радикально отличается от того, что было в момент написания конвенции.

В некотором отношении произошёл даже возврат к ситуации дописьменного периода, пусть и значительно усовершенствованной и обогащённой. Копирование, трансляция и хранение данных в цифровом мире облегчены до невероятной степени (если сравнивать даже с самым развитым уровнем книгопечатания).

Даже издержки по вводу нужной информации в оборот крайне малы. Иными словами, предложение имеет тенденцию расти в сторону бесконечности. А законы экономики подсказывают, что цены в таком случае должны обнуляться.

Более того, неограниченное копирование и тиражирование потенциально могло бы удалить из схемы трансляции данных всех посредников, либо же свести их роль к минимальному значению.

Однако, не всё так просто

Посредники успели стать колоссальными компаниями. Их доходы позволяют лоббировать интересы в законодательстве, продвигать их в суде и т.д. Расходы на маркетинговые и рекламные акции создают информационный шум, на фоне которого меркнут даже самые перспективные авторы, пробующие взаимодействовать с читателями, слушателями, зрителями и т.д. напрямую.

Фактически, имеет место попытка силой внедрить в электронных сетях более старые алгоритмы и структуры трансляции данных, неадекватные их возможностям. Способы разрешения этого противоречия в основном сводятся к двум путям.

Во-первых, немалая часть контента с самого начала разрабатывается в открытом режиме, доступном для всех. Совершенство такой информации, программ в целом нисколько не меньше, чем коммерческой их разновидности.

Во-вторых, комбинирование ограниченного и неограниченного доступа (частичная общедоступность). Сам контент открыт всем желающим, а доход извлекается как бы попутно – за счёт трансляции рекламы посетителям и т.д. К этой категории относятся поисковые службы, социальные сети, многие информационные сайты. С другой стороны, есть возможность распространения доступного продукта с сокращённым функционалом и полноценной коммерческой версии наравне друг с другом.

Продажа информации

Как известно, информация очень плохо товаризуется. Продажа чего-либо — суть передача прав владения, в том числе и неограниченной по своему усмотрению передачи дальше кому бы то ни было.

При «продаже» информации по сути оплачивается лицензия, но не происходит передача собственности.

Далее, в отличие от материальных вещей, информация имеет ещё одну особенность. Предмет можно передать покупателю от производителя только лишь один раз, а сам обмен между ними происходит настолько часто, насколько воспроизводится циклический процесс «делания» вещи. В случае с контентом технологический процесс совсем не повторяется.

Производство неразличимо от создания (как если бы однажды отлитый гвоздь или натканную ткань можно было неограниченно транслировать).

Иными словами, описанные выше пути решения проблемы связаны лишь с ограниченностью нынешней организации информационного обмена. Рано или поздно они проложат себе дорогу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *