Мошенничество в бизнесе — это, прежде всего, различные формы обмана, цель которых заключается в получении денежных средств и другого вознаграждения незаконным способом.
Виды мошенничества в бизнесе
При всем разнообразии различных мошеннических схем в сфере бизнеса для удобства их можно разделить на шесть видов.
Присвоение и растрата
Первый и один из самых распространённых видов — это присвоение и растрата наёмными работниками. В этом случае работники обманывает своих нанимателей, присваивая имущество фирмы, как самостоятельно, так и опосредовано, с помощью других сотрудников. Например, воруя из кассы деньги или медикаменты со склада — мошенник действует самостоятельно.
Точно также один он действует, когда выписывает счета на товары и услуги, которые фактически не осуществлялись. Третьи лица, без которых это не может пройти, действуют неосознанно, предполагая, что все остаётся в рамках закона.
Однако, когда сотрудники прикрывают друг друга и действуют согласованно, выписывая и подтверждая изначально неправильные документы, безосновательно завышая цены или за взятку предоставляют преференции, можно говорить об опосредованном мошенничестве.
Манипуляции финансовой отчётностью
Второй вид мошенничества в бизнесе намного опасней. В этом мошенничестве принимают участие руководители и топ-менеджеры компании. Чаще всего обман осуществляется с помощью манипуляции финансовой отчётностью.
Руководители, пользуясь своим высоким служебным положением, завышают показатели, чтобы получить неоправданно высокие бонусы, скрывают убытки или ведут дела с изначально ненадёжными и рискованными компаниями.
Во всех таких случаях, обманутыми оказываются акционеры и владельцы фирм, которые считают, что финансовое положение их предприятий намного лучше, чем есть на самом деле.
Липовые инвестиции
Третий, такой тип афер, как инвестиции, также не может быть осуществлены без тесной связи с руководящим персоналом.
Заключается он в том, что клиентам или акционерам предлагают осуществить инвестиции, которые изначально являются липовыми, с нулевой или очень низкой стоимостью. Отцом таких мыльных пузырей называют Карла Понци, который придумал их в начале двадцатого века.
Однако можно вспомнить подходящие примеры из более глубокого прошлого, например, скандалы с Панамским каналом. Сейчас это один из самых распространённых типов мошенничества в бизнесе.
Мошенничество поставщиков
Мошенничество поставщиков — это четвёртый вид. Распространён он не меньше предыдущего. В основном известны так называемые коррупционные аферы, связанные с правительством, в первую очередь закупкой военного и другого имущества. Именно оно часто обсуждается в СМИ.
Но не стоит думать, что в частном секторе они встречаются реже. Аферы эти осуществляются как исключительно поставщиками, так и с участием сотрудников заказчика. Само мошенничество проявляется в поставке бракованных деталей, в завышении объёмов поставки и тому подобном.
Неоплата поставленной продукции
Пятый тип мошенничество — зеркальное отражение афер поставщиков. Обман со стороны заказчиков и клиентов встречается все же реже. Как правило на нём специализируются профессиональные преступники.
Заключается он в неоплате поставленной продукции или получение платы за товары и услуги, которые никогда не будут предоставлены. Хотя встречается этот тип афер реже, но суммы потерь бывают значительными. А то, что занимаются им профессиональные аферисты, усложняет противодействие этому виду мошенничества.
Фальсификации и прочие аферы
К шестому типу, отнесены все остальные варианты афер, которые нельзя отнести ни к одному из предыдущих. К ним относятся, например фальсификации информации о рождении игроков в детском спорте и многие другие.