Под понятием Европротокол в России фигурирует система оформления документов по мелким ДТП (дорожно-транспортном происшествии) без участия уполномоченных сотрудников полиции.
Практика оформления ДТП без сотрудников полиции давно стала нормой в европейских странах.
В нашей стране европротокол ОСАГО существует сравнительно недавно, с 01 марта 2009 года. Европротокол или как его еще называют прямое урегулирование убытков в большей степени относится к ОСАГО.
В отличии от стран Европы, где возможен только один вариант действий при прямом урегулировании убытков – обращение к своему страховщику, в России страхователь может выбирать между прямым урегулированием и обращением в страховую компанию виновника.
Когда действует Европротокол при ДТП
Для применения Европротокола необходимо наличие следующих критериев:
- В ДТП принимали участие только два лица (два транспортных средства);
- оба участника дорожно-транспортного происшествия застрахованы по ОСАГО;
- никому из участников транспортного происшествия не причинен вред жизни или здоровью;
- размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему не превышает 25 тысяч рублей;
- у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждений .
Если хотя бы один из этих пунктов не соблюден, а также если один из водителей отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то документы по данной аварии не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии.
Если все вышеуказанные критерии соблюдены, можно приступать к заполнению извещения о ДТП. При оформлении по Европротоколу оба участника должны самостоятельно оформить Извещение.
Инструкцию того, как заполнить извещение, а также его образец Вы сможете найти по ссылке извещение о ДТП.
Подводные камни
Европротокол применим в большей степени только к урегулированию убытков по ОСАГО, т.к. требования к оформлению ДТП для получения выплаты по КАСКО у большинства страховщиков не предусматривают возможность оформления документов при ДТП без вызова сотрудников полиции.
Другим ограничением применения являются “бесконтактные ДТП”.
Пример бесконтактного происшествия : Один водитель нарушил ПДД, второй, пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб.
Автомобили участников ДТП в подобной ситуации не имеют непосредственного контакта между собой. Как правило, в таких авариях нет четких критериев определения ответственного за причиненный вред.
Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры.
В подобных ситуациях Европротокол применяться не может, т.к. для вынесения решения суда по ним требуется проведение трасологической экспертизы, которая в свою очередь не возможна без наличия подробной схемы места аварии, составленной сотрудниками ГИБДД.
Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД требуется так же в ситуации, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись и один из автомобилей после соприкосновения врезался в какое-нибудь препятствие.