Андрей 14.09.2012
Приобрел в мебельном магазине кухонный уголок с небольшими дефектами ( потертости и царапины ) оплатил, договорился с доставкой .
На следующий день в другом магазине нашел уголок лучшего качества и решил приобрести. Придя в первый магазин написал заявление о возврате денег.
В ответ получил отказ. Законны ли их действия и как забрать деньги ? К тому же товар не отгружался и до адресата так и не попал, акт приема передачи мною не подписан
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков Закон РФ «О защите прав потребителей»] [Глава II] [Статья 18]
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Поэтому безусловный возврат денег, зависит от того, в документе о купли-продаже оговорены недостатки уголка, на которые ссылается покупатель, с возможной уценкой товара или нет., Возможно уголок уже стоял в торговом зале с уценкой. если всё это было оговорено, то покупатель приобретает товар оговорённого качества, то есть качества надлежащего соответствующей оговорённости. Если никакой оговорённости не закреплено, то просто сослаться на п.1 ст. 18. ФЗ ЗоЗПП «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков». Если не подействует, пригрозить Роспотребнадзором, если не подействует, туда и отправится с Жалобой, что помимо возврата денег, может повлеч за собой ещё Административный штраф с торгующей организации, за нарушение Прав потребителя.
Если же дефекты были оговорены и их наличие документально закреплено, возможно и уценка, то значит это товар в данном контексте надлежащего качества. Про товар надлежащего качества ФЗ ЗоЗПП ничего не говорит, но в нём есть ссылка на Правила продажи отдельных видов товаров. Эти правила утверждаются отдельными Постановлениями Правительства. Сборник этих правил из действующих Постановлений компилируется в действующие на тот или иной год «Правила торговли». Так вот в действующих Правилах, в разделе «Общие положения» п.26. устанавливает:
26. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.
Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В общем есть Право в течении 14 дней возвратить товар надлежащего качества за деньги (без обмена на другой), но оговорено это право, как крайняя мера и весьма размыто. Думаю. что Законодателю было понятно что здесь наступает Конфликт Права, так как Продавец, при таком раскладе без своей вины может терпеть убыток от упущенной прибыли, ввиду того что этот товар был исключён Покупателем из продажи на время, за которое его бы мог купить другой Покупатель, после чего Первый возвращает товар и требует назад деньги. С другой стороны при наличии большого количества единиц товара, такая упущенная прибыль исключена. Но с этим уголком как раз наверно первый вариант — упущенная прибыль теоретически могла иметь место.
Но я думаю на основании вышеуказанного пункта Правил торговли Роспотребнадзор удовлетворит Каприз Потребителя, даже если дефекты были оговорены, и даже если уценка была, хотя не 100%-ный факт. Правда продавец может обжаловать решение Роспотребнадзора в Суде, особенно если тот штрафанёт продавца. А Суд эта такая тема ….. Но я думаю до штрафа не дойдёт, просто Роспотребнадзор предпишет вернуть деньги и Магазин вернёт. Очень маловероятно, что Продавец без штрафа пойдёт в Суд.
Скорее всего если Продавцу уверенно преподнести п.1 Статьи 18. ФЗ ЗоЗПП Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков или п. 26. действующих Правил торговли, а в случае виляния попой пригрозить Роспотребнадзором, то он удовлетворит требования Покупателя. Преподнести можно, как устно, так и письменно, если устно не подействует, в виде Претензии в 2-х экземплярах — один сдать, на второй поставить отметку о регистрации и взять себе. Не будут принимать или регистрировать, прийти со свидетелем. можно так же по почте Заказным письмом с заказным(а не простым) уведомлением послать. В общем в юридической манере нужно действовать. В соответствии со ст. 22. ФЗ ЗоЗПП «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя» — ждать 10 дней удовлетворения, с момента получения Претензии Продавцом, если оно не наступит, ехать в Роспотребнадзор с жалобой, можно послать почтой. К жалобе нужно приложить ксерокопии оформленных документов о купле-продаже, чека и т. д.
Правозащитник Серёгин Роман Анатольевич