Информация о возможном увеличении утилизационного сбора появилась достаточно давно. Отечественные автомобильные производители требовали повысить ставки утильсбора на 70-85%, что являлось частью долгосрочной стратегии Министерства промышленности и торговли России.
Против данного предложения выступили как рядовые граждане, так и автодилеры, указывающие на неизбежные последствия подобного шага: резкое снижение продаж автомобилей, утрата прибыльности отрасли и ухудшение качества запасных частей для ремонта.
Дилеры даже обратились с коллективным письмом, в котором просили отложить принятие данного решения, подчеркивая, что стоимость легковых автомобилей за последние два года уже увеличилась вдвое. Тем не менее решение было принято.
Повышение утилизационного сбора на 70-85% с 1 октября 2024 года
Как сообщает Министерство промышленности и торговли, утилизационный сбор на автомобили в России будет повышен на 70-85% с 1 октября 2024 года в рамках долгосрочного плана до 2030 года.
Кроме того, начиная с 1 января каждого последующего года, ставка утильсбора будет дополнительно индексироваться на 10-20%.
Важно отметить, что для транспортных средств, ввезенных в страну до 1 октября, но оформление которых завершено не позднее 1 ноября 2024 года, продолжат действовать прежние коэффициенты.
Это значит, что в ближайшие недели автомобили подорожают на 20-30%. Увеличение цен затронет как электромобили, так и автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Например, для новых электромобилей и последовательных гибридов, ввозимых юридическими лицами или физическими лицами без оформления для личного использования, утилизационная ставка составит 667 400 рублей с 1 января 2024 года. К 2030 году эта сумма достигнет 1 172 400 рублей.
Для автомобилей с бензиновым двигателем объемом от одного до двух литров (большинство импортных моделей), утильсбор возрастет с текущих 300 600 до 556 200 рублей. В дальнейшем, с 2025 года, он увеличится до 667 400, а затем до 800 800 и выше.
Таким образом, рынок электромобилей в России может столкнуться с серьезными проблемами, а покупка автомобиля станет доступной лишь ограниченному кругу лиц. Российский автопром тоже вряд ли сможет полностью компенсировать ситуацию, поскольку рост цен затронет и отечественные модели.
Судя по всему, основным замыслом авторов нововведений является перенос иностранными производителями своих производств в Россию. Это позволит не только пополнить казну за счет дополнительных доходов (утилизационного сбора и налогов), но и создать дополнительные рабочие места для россиян.